Культурологические аспекты Православия в светской школе

Выступление на XI образовательных Димитриевских чтениях, проведенных совместно Министерством образования Ростовской области и отделом религиозного образования и катехизации Ростовской на Дону Епархии Русской Православной Церкви в г. Ростове-на-Дону 13-14 ноября 2006 года.

Доклад подготовил: председатель секции «Преподавание Основ Православной культуры в средней школе» священник Виктор Мельников,

Культурологические аспекты Православия в светской школе

Священник Виктор Мельников,

настоятель Свято-Георгиевского храма

пос. Зеленолугский Мартынов­ского района

Ростовской области, учитель МОУ-КСОШ№5

1. Специфика гражданских ценностных ориентации современной молодежи.

На сегодняшний день специфика современных граж­данских молодежных ценностей играет решающую роль в реализации, целевых установок духовно-нравственного воспитания в школе. При этом данное влияние прослежи­вается не только на макро-, но и на микроуровне (уровне семьи, коллективов воспитательных и образовательных учреждений).

В молодежной среде усиливается установка на высо­кий образовательный уровень. Так, по данным мониторин­га «Молодежь России», в целом по стране 21,0% молодых людей заявили, что образование, профессия являются для них наиболее важным в жизни. Среди жизненных проблем образование и воспитание вышли на второе место. Одна­ко необходимо заметить, что образование рассматривает­ся молодыми людьми преимущественно не в отношении его значения для саморазвития личности, но как средст­во для профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус и социальный престиж. Поэтому ценность образования, существенная сама по себе, в данном случае выступает как безотносительная по отношению к решению проблем смысла жизни, различения добра и зла, блага и неблагопо­лучия. В свою очередь неудовлетворительность решения этих проблем стимулирует развитие опасной тенденции аморализма, допустимости нарушения нравственных и иных социальных норм, если это необходимо для дости­жения личного благополучия. В молодежной среде все более утверждается ситуативная мораль, хотя этот про­цесс и существенно затруднен в силу его неорганичности отечественной культурно-исторической традиции и со­хранению определенного влияния религии на молодежь. Сегодня ощущается падение интереса молодых людей к смысложизненным ценностям, которое стимулируется и широким распространением в молодежной среде мас­совой культуры, образцы которой не только несут в себе огромный потенциал аморализма, жестокости, насилия, но и достаточно откровенно пропагандируют в качестве всеобщего образца «одномерную личность», лишенную высоких порывов и духовных интересов. Наряду с этим за последние несколько лет культурные приоритеты моло­дежи резко изменились в сторону предпочтения западной продукции. Особенно ярко это проявляется в интересах и увлечениях молодежи, относящейся к «группам риска», в частности, к молодым людям с девиантным поведением. В этой среде интерес к западной массовой культуре являет­ся практически всепоглощающим.

Совершенно очевидно, что фактором, определяю­щим структуру целей и задач воспитательного процесса в школе, является потенциал субъекта воспитательно-педа­гогической деятельности, который может, на мой взгляд, определятся условиями:

— Сочетание общепедагогической  и  специальной подготовки для ведения воспитательной работы;

—  единство теории и практики воспитательной де­ятельности;

— координация форм и методов с уровнями воспита­тельной работы.

Главную цель, связанную с обеспечением развития русской цивилизации и культуры, можно сформулировать лишь на основе преемственности и развития националь­ных культурно-исторических традиций. Почему же имен­но на этом фундаменте национальных традиций должно развиваться образование и воспитание? Обратимся к ми­ровым классикам, изучавшим данный вопрос.

Так, англо-американский классик XX века, лауреат Нобелевской премии в области культуры Томас Стернз Элиот, все творчество которого посвящено осмыслению глубочайшего кризиса современной цивилизации, в своем фундаментальном эссе («Заметки к определению понятия «культура») пытается обосновать понятие культуры. Pi единственным результатом его размышлений становится осознание того простого факта, что культура шире, глубже, дальше, чем мы можем себе представить, что она «не просто сумма нескольких видов деятельности, но образ жизни».

О том же в «Основах христианской культуры» (Же­нева, 1937 г,) писал и Иван Ильин: «Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глуби­ну человеческой души и слагается на путях живой, таинст­венной целесообразности» и «Культура творится изнутри, она есть создание души и духа».

Далее Элиот задается вопросом: «Может ли хоть какая-нибудь культура возникнуть и существовать сама по себе, без религиозной основы? Можно пойти дальше и спросить: а не является ли то, что мы называем культурой народа, и то, что мы называем его религией, разными сто­ронами одного и того же явления, ведь культура по сути своей — это: воплощение религии народа». Касаясь вза­имоотношений религии и культуры, он дополняет свое определение парадоксальным утверждением: «религия и культура — аспекты одного единства» и они же могут стать как «два различных и противопоставленных предмета». Ибо чем сознательнее становится вера, тем сознательнее будет развиваться и неверие; появляются равнодушие, сомнение и скептицизм, а также стремление приспособить религиозные догмы к тому, что люди каждой данной эпохи считают наиболее заслуживающим веры…

«Церковь должна быть бессильна, как Бог», — го­ворил Антоний Сурожский (см.: 2 Кор. 12:9 «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова»). Это «бессилие», как видим, требует ог­ромной духовной силы.

2. О преподавании Православия в школе.

Таким образом, в специальном обучении правосла­вию при существовании курсов духовно-нравственной

ориентации нет необходимости. Ибо вся наша культура насквозь пропитана православием. Существующий на се­годняшний день курс «Основы православной культуры» дает именно такое представление о православии в светской школе. Однако, наряду с рекомендованной министерством образования РФ единой программой по предмету «ОПК» (под редакцией Бородиной) существует множество учеб­ных и методических пособий с одноименным названием. «Все они никакого отношения собственно к культуре не имеют, все они — переложение учебника Закона Божия протоиерея Серафима Слободского (учебник написан в США в середине XX в.), даже его структура полностью соблюдена», — предостерегает руководитель Школы мо­лодежного служения Патриаршего центра духовного раз­вития детей и молодежи при Свято-Даниловом монасты­ре, игумен Петр (Мещеринов). «Ученику первого класса предлагается за год усвоить средний семинарский курс по догматическому, сравнительному и литургическому бого­словию… К какому эффекту это может привести — учит (вернее, не учит) нас история. Именно это, на мой взгляд, вызывает недовольство общества, которое мы привычно интерпретируем как козни злых либералов»,- отметил он в своем докладе, выступая на круглом столе «Церковь и дети» в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монас­тыря 9 ноября.

Сейчас не только этот немаловажный факт дает поч­ву для активных нападок на предмет «ОПК». Многими видными деятелями заявляется, что в российских школах не должны преподаваться «Основы православной куль­туры» или «Основы мусульманской культуры», а вместо этого должен читаться курс истории всех религий и при этом основы мировых религий должны быть обязатель­ным предметом, так как человек должен знать культуру народов, которые живут рядом с ним.

ОДНАКО! Именно о таком развитии событий нас и предупреждали классики мировой культуры — и Элиот (представитель западной культуры) и Ильин (представи­тель русской культуры)!

Тогда мы должны идти навстречу пожеланиям с учетом исторического культурного опыта — привлечь до­полнительный материал, расширив существующий курс «ОПК» до ознакомления учащихся с историей иных ре­лигий, имевших значение в становлении общероссийской культуры в целом. Такой учебник уже существует — «Хрис­тианство и религии мира» под редакцией кандидата бого­словия, священника Олега Давыденкова.

Планирование настоящего курса «Христианство и религии мира», согласно которому ведется преподавание уже в течение 5 лет в казачьей школе № 5 пос. Зеленолугский Мартыновского района ставит своей целью дать уча­щимся знания, необходимые для выработки собственного подхода, который не зависел бы ни от господствующих ус­тановок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как основополагающий элемент культуры, и как миро­воззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. (Так же, в школе ведутся занятия по предмету «Основы Право­славной культуры»).

Программа курса сознательно асимметрична. Эта асимметричность вызвана тем, что курс имеет конкретного адресата — российского школьника. Курс призван помочь стать учащимся наследниками культуры той страны, где воспитываются они, где выросли их родители, бабушки, де­душки… Поэтому более половины часов планирования пос­вящены изучению Библейской Истории, Православия, как религии большинства верующих россиян (см. «Указ Пре­зидента РФ 17/12/97 г. N 1300 Об утверждении Концеп­ции национальной безопасности Российской Федерации).

Достаточное внимание уделено также религиям -иудаизму, исламу, индуизму, буддизму, оказавшим из­вестное влияние на культуру народов России, а так же на мировую культуру в целом.

Особое место отведено на изучение «новых» культов деструктивного характера, как превентивная мера по рас­крытию известной опасности, заключенных в принципах деятельности организаций данного типа (см. «Указ Прези­дента РФ 17/12/97 г. N 1300 Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации).

Как отдельная тема курса, изучаются некоторые осо­бенности свободы выбора вероисповеданий, а так же опас­ность слепого выбора — как базового в развитии религиоз­ного фанатизма.

Все темы и разделы освещаются как самостоятель­ные вопросы, так и с точки зрения основополагающей для всех европейских государств и их законодательств (Кон­ституций) культуры — христианства, раскрываются раз­личные аспекты взаимоотношений между христианством и другими религиями.

Таким образом, этот общий курс в школе называется «История религий мира» и ведется параллельно по двум программам. И, входя в этот курс, дети получают возмож­ность знакомиться с православием совершенно естествен­но, через культуру, что защищает их от всякой профана­ции. Православие предстает перед ними в глубине родной культуры как вечная и непостижимая тайна, из которой только и может свободно произрасти настоящая вера (а не мимикрирующая под религию идеология). Создать усло­вие для такого произрастания — и есть основная, первей­шая задача образования, которая заложена в реализацию данного курса в МОУ КСШ № 5 поселка Зеленолугский.

 

Литература.

 

1. И.А. Ильин. «Основы христианской культуры».

2. Писатели США о литературе. М., 1974.

3. Элиот Т.С. Избранная поэзия: Поэмы, лирика, дра­матическая поэзия. (Параллельные тексты на рус. и англ. языках). СПб, 1994.

4.  Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. — М.: Советская энциклопедия, 1962.

5.   Материалы Всероссийской научно-практичес­кой конференции «Духовно-нравственное становление специалиста в колледже и ВУЗе». Старый Оскол-Белгород, 2005.

6.  Материалы Интернет-издательства «Благовест-Инфо».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *